Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь.


Самый посещаемый из монастырей Крыма.

Наибольший интерес вызывает у паломников купание в святых источниках – купелях. И молитва на могиле Матушки Игуменьи, где совершаются чудеса.

На этот маршрут программа будет составлена с учетом Ваших пожеланий


Единственный в Крыму.

В чем же причина неподдельного интереса к нему тысяч людей?

Под сводами церкви святой Параскевы или в тени монастырских аллей задумайся о вечном. Возможно, здесь, вдали от мирской суеты, придут к тебе минуты душевного покоя.

Не может быть иначе на земле полуострова, ставшей свидетелем истории Православия. С апостольских времен до наших дней памятниками истории и культуры являются крымские святыни православия.

8 августа 1992 года возобновлена деятельность Топловского Свято-Параскевиевского женского монастыря.

Почему монастырь носит имя святой Параскевы?

Вот что пишет Преосвященный Сергий, Епископ Владимирский в прологе и полном месяцеслове Востока:

"Св.Параскева родилась в Риме во II веке, в царствование императора Антонина, ее родители были христиане и верно соблюдали закон Христов; они долго не имели детей и молитвами испросили у Господа единственное чадо - дщерь, которую назвали Параскевою в честь дня ее рождения - Пятницы. Параскева с детства воспитывалась в духе христианской веры и отличалась своим благочестием. После смерти родителей, раздав их имущество нищим, св. Параскева оставила мир и посвятила себя трудам апостольства, проповедуя Христово евангелие разным языческим народам. В Риме, центре язычества и языческой образованности, она выступила в первый раз с проповедью о Христе Спасителе, здесь же она сподобилась претерпеть первые страдания за имя Христово и проявила чудодейственную силу своей непобедимой верой в Господа Иисуса Христа, обратив многих язычников в христианскую веру. Тогда донесли на нее императору Антонину, обвиняя ее в распространении среди его подданных ненавистной им веры. повелел привести к нему св. Параскеву, употребляя ласки и угрозы, чтобы отвратить ее от веры во Христа, но ничто не могло поколебать ее твердой воли, тогда царь повелел предать св. Параскеву мучениям: на голову ее выл возложен раскаленный медный шлем, и сама она была ввержена в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но святая осталась невредимой. Видя это, царь усомнился, действительно ли горячи смола и масло и сказал Св. Параскеве, чтоб она плеснула на него расплавленною жидкостью. Святая исполнила волю царя и плеснула ему рукой из котла жидкостью, от чего повредилось его лицо; он почувствовал страшную боль и мгновенно ослеп. Тогда он обратился к Святой с мольвой об исцелении своих очей: "Раба истинного Бога, - взывал он, - помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы мог я уверовать в Того Бога, Которого ты проповедуешь!"Святая просветила царя и бывших с ним умением христианской веры, была отпущена с миром и пошла проповедовать учение Христово в другие страны. Пришедши в город, в котором начальствовал некто Леклипий, она была приведена к нему, исповедуя себя христианкой и стала проповедовать Христово учение. Христианская проповедь возмутила Леклипия, он старался воспрепятствовать распространению веры Христовой и отклонял Св. Параскеву от проповедания Христова Евангелия. Но, видя непреклонность ее веры, он осудил ее на смерть. В той стране был обычай осужденных на смерть отдавать на съедение страшному змию, который обитал вблизи города, и Св. Параскева была послана на растерзание этому страшному чудовищу. Твердая вера в Господа Иисуса Христа была ее непобедимым оружием. Она помнила слова Господа Иисуса: "Змия возьмут, аще что смертное испиют, не вредит им". (Мк. XVI, 17-18). Безбоязненно она приблизилась к страшному змию, осенила его крестным знамением, и страшного чудовища этого не стало; оно расселось надвое и исчезло. Такое поразительное чудо, сотворенное св.Параскевою, вразумило язычников. Асклипий и народ того города уверовали в Господа Иисуса Христа, а св. Параскева пошла проповедовать Христово учение другим народам, прохождаше всяк град и страну, проповедующе благочестие. Наконец св. Параскева пришла во град, в котором царствовал некто Тарасий. Она и пред ним предстала с проповедию благовестия Христова. Тарасий предал ее многим страшным мучениям, но видя, что ничто не может отвратить святую от веры во Христа, приказал отсечь честную ее главу.

На месте ее кончины забил целебный источник.

Не случайно имя Параскевы носили 6 православных храмов, построенных в этих местах в эпоху средневековья. Верили местные жители в святость этого края. Верили, что на месте казни святой Параскевы, в минуту ее кончины, забил целебный источник. Потому почитали его не только православные, но и мусульмане. Татары называли его - Чокрак-Саглы-Су. И каждый знал, что означает это - источник живой и здоровой воды.

Святая преподобномученица Параскева не оставляла своей милостью эти места. Тихо журчала вода источника, а из разных мест по тропинкам крутым, через заросли густые, тянулись к его исцеляющей влаге люди. Молились и просили святую о заступлении. Уходили прочь недуги, и крепла вера в святость этих мест.

Константина, как и большинство ее ровесниц-односельчан, была богобоязненной и трудолюбивой. Однажды месила она тесто для выпечки хлеба. Вдруг раздался голос и позвал ее: -Константина! Константина!

Она бросила работу и вышла из дома. А голос все звал ее: Константина!

Покинула девушка родительский кров. Вскоре достигла Кизилташа (с.Краснокаменка близ Судака). Поселилась в пещере и семь лет провела там в молитве и одиночестве. Потом переселилась в урочище Топлу и рядом с источником святой Параскевы выкопала себе землянку.

Можно только представить, как трудно было ей в студеные зимние дни. Как тяжко приходилось наедине с суровой природой. Но в молитвах проходило время. Позже присоединились к Константине несколько женщин. Над источником выстроили небольшую часовенку. Читали там по усопшим псалтырь. Так зарождалась будущая обитель. Будучи уже немолодой, она приняла полный монашеский постриг и была наречена Параскевою. Умерла монахиня Параскева (Константина) в 1874 году. К сожалению, вы, уважаемый читатель, не сможете посетить ее могилу. На монастырском кладбище надгробная плита и крест из местного камня над местом ее захоронения не сохранились. В сложное время, наступившее после закрытия монастыря, она была разорена и уничтожена.

Знаменательным в истории монастыря стал 1864 год. 1 августа было принято решение об учреждении при источнике святой Параскевы женского общежительного монастыря. Давайте вместе вчитаемся в слова указа Святейшего Синода от 2& августа 1864 года: ... 1) при источнике Св. Параскевы в деревне Топлу, Феодосийского уезда, учредить женский общежительный монастырь, с наименованием оного Параскевиевским Топловским; 2) как устроение монастыря сего, так и дальнейшее его существование предоставить собственным его способам и пожертвованиям Благотворителей, вез всякого пособия от казны, укрепив за сею обителью жертвуемую в пользу оной вдовою губернского секретаря Ламбири землю в деревне Топлу, в количестве 230 десятин, с тем, чтобы половина доходов с сей земли выла выдаваема от монастыря жертвовательнице и сестре ее, по смерть их, или заменяема содержанием их от овители пищею и одеждою; 3) определение числа сестер Параскевиевской обители предоставить Ближайшему усмотрению Таврического епархиального начальства, которое имеет в сем случае сообразоваться с самыми средствами монастыря; 4) в числе сестер одной старшей выть настоятельницей, а другой казначеею; 5) до времени открытия положительных средств к обеспечению в содержании особого притча при том монастыре, при монастырской церкви иметь по-прежнему одного священнослужителя из заштатных священников или престарелых иеромонахов со сторожем церковным, с обеспечением их содержания, помещением БЛИЗ церкви, монастырским отоплением, освещением, пищею и одеждою от монастыря же>>.

Открылся монастырь 25 сентября 1864 года. И было в нем девять насельниц, включая престарелую болгарку Константину. Игумена Парфения, руководившего Кизилташским мужским монастырем, назначили попечителем обители.

Росла обитель. Шли службы в церкви святой Параскевы. Рядом с ней поднялся одноэтажный дом с кельями для сестер. Были построены трапезная с кухней и дом для священника, скотный двор и баня, прачечная и мельница. Территория обители постоянно увеличивалась. Господь благословил ее тремя целебными источниками: Святой Параскевы, великомученика Гергия Победоносца и Трех Святителей. В 1883 году для богомольцев была построена купальня.

А вот дорога, которая сегодня ведет от трассы к монастырю, была проложена в 1885 году.

Расцвет монастыря приходится на конец XIX - первую четверть XX в.в. и связан с именем игуменьи Параскевы (Родимцевой). В миру она звалась Ольгой Ивановной Родимцевой. Еще молодой девушкой она поступила в Московский Страстной монастырь. Там была облечена в рясофор с наречением имени Вячеслава. В Топловскую обитель она прибыла в 1875 году и вскоре была выбрана секретарем монастырского совета. Через некоторое время послушница Вячеслава избирается казначеей. В 1889 году она постригается в монашество с наречением имени Параскевы. В декабре того же года назначается настоятельницей монастыря, а 26 июля 1890 года возводится в сан игуменьи.

Первые пятнадцать лет пребывания матушки Параскевы в монастыре показали ее незаурядные организаторские способности. Есть в церкви высшая награда для монашествующих женщин -наперсный крест. За свой многолетний труд на пользу Топловского монастыря в 1894 году игуменья Параскева была удостоена этой высокой награды. Одним из важнейших дел, которому посвятила себя настоятельница, стало строительство собора во имя Святой Троицы. Может возникнуть законный вопрос: зачем монастырю новый храм, когда действовала перестроенная церковь Святой Параскевы? Игуменья прекрасно понимала, что монастырь растет, а имевшаяся церковь уже тогда была мала. Но что особенно важно, небольшая по величине церковь Святой Параскевы терялась среди новых построенных зданий. Игуменья и сестры мечтали о величественном храме, который бы возвышался над монастырскими строениями и служил бы архитектурной доминантой обители. Автором проекта нового храма стал архитектор В.А.Фельдман. Было освящено место и строительство началось в 1894 году. Планировалось, что сооружение Троицкого собора завершится к 1905 году. Но нехватка средств, войны и революции помешали воплощению в жизнь этого замечательного проекта. Недостроенный собор был взорван в 1929 году. Но эти печальные события были еще далеко. А последние годы XIX века отметились масштабным строительством. Возводились больница с домовой церковью и новые кельи, богадельня для престарелых монахинь и дом для священнослужителей, собственный кирпичный завод и другие постройки.

В 1919-1920 гг. монастырь был ограблен. Навечно утрачены бесценные иконы и иные монастырские святыни. "Реквизиции"подлежали все предметы, содержащие драгоценные металлы. Так бесследно пропали серебряные кресты и чаши. Варварски уничтожены были богатая монастырская библиотека и архив.

Вскоре монастырь был преобразован в женскую сельскохозяйственную трудовую артель с названием "Женский труд". В 1928 году крымское правительство выносит постановление о закрытии церкви Святой Параскевы. Через год на территории, теперь уже бывшего монастыря, организуется совхоз "Безбожник".

3 декабря 1928 года от паралича сердца скончалась игуменья Параскева. В обители она провела без малого пятьдесят лет, тридцать девять из которых возглавляла монастырь. В ее судьбе отразилась вся его богатая история. Она была душой монастыря. Благодаря ее стараниям монастырь расцвел.

Конец XIX - первые годы XX века в обители наблюдался наивысший духовный подъем. После смерти матушки Параскевы и предпринятых мероприятий советской власти монастырь, как таковой, перестал существовать. Со временем пришло в запустение все монастырское хозяйство. Монахини покинули обитель. Мародеры разграбили кладбище в поисках "церковных сокровищ". Созданные трудом и усердием насельниц строения ветшали, переходя от одной организации к другой. Горе-хозяева, среди которых были и плодово-ягодная опытная станция и пионерлагерь "Тополек", довели владения некогда процветавшего монастыря до полного разорения.

Но настали 90-е годы. Встал вопрос о возрождении монастыря. В феврале 1992 года прошло собрание 62 верующих сел Тополевка и Учебное. Главная цель - создать православную общину храма Всех Скорбящих Радосте. Потом было обращение общины в Совмин Крыма и Белогорский совет народных депутатов с просьбой вернуть верующим храм. А 8 августа 1992 года состоялась первая за много десятков лет Божественная литургия. По праву это знаменательное событие можно назвать вторым рождением обители. Когда завершалась литургия, был совершен водосвятный молебен. Стараниями и молитвами Владыки Лазаря 8 июня 1993 года Совет по делам религии при Кабинете министров Украины зарегистрировал устав Тополевского женского монастыря. А уже 27 июля Священный Синод Украинской Православной церкви утвердил настоятельницей монастыря монахиню Алевтину (Латай) с возведением ее в сан игуменьи. Это на ее долю выпали трудности обживания обители. В 1996 году ее сменила старшая сестра монастыря монахиня Рафаила (Краснова).

3 мая 1994 года Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь распорядился передать из Старого Крыма в монастырь величайшую святыню - Святой Крест-ковчежец с мощами Киево-Печерских святых.

Крестным ходом Святой Крест понесли из Старого Крыма в Тополевку. Это было торжественное и величественное шествие. Во главе в полном облачении с 18-ю священниками и народом шел Владыка Лазарь.

Сейчас, по прошествии времени, мы понимаем, что обретение обителью Святого Креста было событием исключительного значения. Это было возрождение. Возрождение духа женской обители и восполнение утраченной святыни.

В декабре 1994 года решением Белогорского райсовета за монастырем в постоянное пользование закрепили около 11 гектаров земли. Это крошечная часть былых земельных угодий. Но это была законодательно закрепленная за монастырем земля. Наступил сложный период восстановления утраченного. Здания были в плачевном состоянии. Протекавшие крыши и сгнившие полы, пришедшая в негодность электропроводка и водопровод требовали ремонта. Но молитва и упорный труд делали свое дело. День ото дня хорошела обитель. Немногочисленные в те годы паломники замечали: расчищен святой источник и приведено в порядок монастырское кладбище.

Потом родилась часовня. В ней - надгробие с могилы матушки Параскевы. На памятнике слова: Здесь покоятся мощи игумений Параскевы.

По святым местам

Hosted by uCoz