Чуфут-Кале

Самый посещаемый и наиболее сохранившийся из пещерных городов.

Один из крупнейших.

Если еще не были, то, конечно же, стоит посетить. Возможен подъезд общественным транспортом.

ПРОГРАММА экскурсии Ялта-Чуфут-Кале -Ялта

  • Выезд из Ялты- 9.00
  • Дорога на Бахчисарай через Байдарские Ворота.
  • По дороге 3 остановки по 20 мин: Форосская церковь, Байдарские Ворота, у озера с видом на Мангуп.
  • Технологический перерыв, перекус-12.00-12.20
  • Подъем на Чуфут-Кале по Козьей тропе, посещение колодца Тешик-Кую и пещерного города Чуфут-Кале.
  • Обратный путь, самостоятельное посещение Успенского монастыря.
  • Обед в Саланчике (Староселье)-16.00
  • Выезд из Бахчисарая-17.00
  • Прибытие в Ялту-19.00
  • По дороге обратно остановка с видом на Байдарскую церковь-20 мин.


Чуфут-кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя долинами. Человек использовал подготовленную самой природой вершину скалы, усилив ее оборонительными с сооружениями. Плато было заселено еще в неолите, не менее 7 тыс. лет назад. В I тыс. до н э. оно служило убежищем обширного таврского поселения в Ашлама-дере.

Путешественник Эвлия Челеби, побывавший здесь в 1666 г., что крепость расположена на обрывистой скале, "верхушкой своей неба достигающей... Однако во времена неверных (т. е. до татар ) каменотесы вырубили здесь глубокий ров, потом над внутренним берегом этого рва вознесли огромную стену, три могучие башни построили и в средней из них сделали железные ворота крепостные... С внутренней стороны этих ворот на расстоянии трехсот шагов на север от них протянули одинарную стену от одной глубокой долины до другой и на той же стене также три могучие башни вознесли... Кроме этих двух стен, нет там иных укреплений. Впрочем, они там вообще не нужны, ибо со всех сторон крутые скалы тянутся. Если с тех скал человек -да сохранит Аллах! - посмотрит вниз, то потеряет отвагу и в пропасть низринется. Однако если под ноги не смотреть, то страха нет".

Время основания оборонительных сооружений -прежде всего Средней оборонительной стены, Орта-капу отнесено к VI в. Нижние ярусы кладки относятся, по мнению ее иследователей Герцена и Могаричева, к тому виду "раннесредневековой фортификации, расцвет которой приходится на VI -VII вв., причем не только г Таврике, но и на Балканах, в Северной Африке Месопотамии, Малой Азии, Западном Кавказе, то есть в регионе, находившемся под политическим и культурным влиянием Восточной Римской империи, Византии". Постройкам византийского периода предшествовало поселение и, видимо, укрепленное убежище. Об этом говорят найденные в время раскопок обломки амфор, лепной посуды позднеантичного и раннесредневекового времени.

Обосновавшись с 1478 г. в Кырк-оре, Менгли Гирей правит отсюда подвластным ему государством, принимает послов, чеканит монету, чинит суд и расправу. Здесь же существовала тюрьма, предназначавшаяся для важных и знатны пленников: здесь содержались порой литовские русские послы.

Первые упоминания о ней относятся к концу XV в. После перенесения столицы в недавно отстроенный Бахчисарай, город на скале сохранял значение как цитадель и место заключения "ценных" пленников, захваченных на войне и послов, вероятно, с цель "давления" на пославших их государей. Простых пленников продавали в рабство в Каффе или Бахчисарае. При первых крымских ханах в Кырк-оре сохранялся пестрый этнический состав. В ярлыке от 1459 г., выданном жителям крепости Хаджи-Гиреем, на всех находящихся там мусульман, "кто бы ни пришел и ни осел в крепости", распространяются тарханные льготы. В ярлыке от 1468 г. названы общины и конкретно их старейшины, причем в качестве христианской общины фигурировала армянская. Этнокультурная общность, известная как православные крымские греки, вобрала в себя прежних готов, алан, собственно греков и др. Они по-прежнему жили в окрестных долинах, занимались земледелием и виноградарством; центром для них взамен утраченной крепости стал Успенский пещерный монастырь в Марьям-дере. Что касается Кырк-ора, то в период пребывания здесь хана и войска татары-мусульмане явно занимали Старый город. За крепостной стеной (ныне Средней) выросло торгово-ремесленное предместье. Армянская колония в Крыму была многочисленной: армянские мастера-каменотесы были главными носителями форм сельджукской архитектуры в восточно-византийских провинциях. Их "почерк" в ранних сооружениях Кырк-ора и Бахчисарая. Иудейская община традиционно занималась торговлей и ремеслами. Караимы особенно славились как кожевники, кузнецы, ювелиры.

Главной заботой Гиреев были оборонительные сооружения. Таким образом, дошедшие до нашего времени кладки относятся к XV -XVI вв. В ряде мест хорошо видны крупные блоки раннего периода, включенные в верхние ярусы. Перед воротами Средней стены складывается архитектурный ансамбль главной площади города: величественное здание мечети, а также стоявшее поодаль па пригорке дюрбе великой государыни Джанике. Эвлия Челеби застал мечеть уже закрытой, так как татары покинули к этому времени крепость, оставив ее караимам. Над входом этой "джами в старом" (т. е. в сельджукском) стиле он прочел и записал надпись-хронограмму, высеченную в камне: "Мечеть эту благословенную построил в году 859 (1455) великий султан, властелин царей арабских и аджамских Хаджи-Гирей хан, сын Гиясед-дин хана, сына Эртогмаз хана. Да одарит его Аллах длительным правлением". В 1928 г. руины мечети были раскопаны и при этом обнаружен фрагмент надписи с датой 1346 г., считавшейся годом основания мечети.

Руины оград и домов, ныне затянувшиеся землей, поросшие дерном и кустарником, все же позволяют различить планировку улиц, переулков, дворов. Усадьбы пока не подвергались систематическому археологическому изучению, основное внимание уделялось оборонительным сооружениям. Тем интереснее описание города, сохранившего систему застройки, сложившуюся не позднее XVII в. По словам Эвлии Челеби, в городе находилось "тысяча пятьсот тридцать прекрасных и великолепных каменных домов иудейских с черепицей в хорошем состоянии... от домов в замке идет дорога вниз, по вырубленным в скале лестницам, имеющим сто ступеней. По обеим сторонам той дороги тянутся вырубленные пещеры, в коих убогие иудеи проживают". Последующие путешественники называют уменьшающееся число домов.

Путешественник Жильбер Ромм, посетивший город в 1786 г., насчитал свыше двухсот городских строений, отметив их "отличный вид". То же количество назвал академик Паллас, добавив численность населения -1200 душ обоего пола. Судья Павел Сумароков в 1799 г. уточняет количество домов -- 227. Во второй половине XIX в. усиливается отток жителей из города. По мере усиления этого процесса нарастают и ностальгические воспоминания, стремление закрепить в памяти потомков его неповторимый живописный вид, ранее казавшийся обитателям обыденным. Вот описание, которое сделал в конце прошлого века караимский гахам С. М. Шапшал: "Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид, дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами тапдурами, устроенными в земле посредине комнат. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадались в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступеней, и опять тянулась голая белая стена." Архитектура жилых домов Чуфут-кале сохраняла традиции крымско-татарского зодчества, образцы которого еще встречаются в старых крымских городах и селах. Этот тип жилой усадьбы издревле распространен среди населения Балкан и Малой Азии, а также среди оседлого населения горной Таврики независимо от его этнического состава.

С возведением Восточной оборонительной стены в XVI в. город расширился, став крупным торговым и ремесленным центром Юго-Западного Крыма. Крымские ханы, начиная с Хаджи-Гирея, предоставляли жителям крепости льготы за ее охрану, выдавая им специальные грамоты - охранные ярлыки. Из этих грамот видно, что крепость с начала XVIII в. именовалась просто Кале, а с 1612 г. стала называться Чуфут-кале - в переводе "иудейская крепость". Это связано с тем, что преобладающим населением в крепости стали караимы - секта последователей Ветхого завета Библии, не признающая Талмуда, сложившаяся еще в XVII в.

В первые века нашей эры иудаистская религия претерпевает существенные изменения: к Библии прибавляются комментарии и устные дополнения, образовавшие Талмуд. Учение Талмуда, сложившееся после разрушения Иерусалимского храма, между 135 и 740 гг. и. э., встретило сильную оппозицию, сторонников которой во главе с раввином Аманом стали называть караитами. Само это название восходит к более древней эпохе, когда оно относилось к евреям диаспоры, переселенным из Ассирии и Вавилона в Армению и строго сохранявшим старые традиции закона Моисеева. Караиты, "читающие", настаивали на свободном чтении верующими Библии. Ортодоксальные же иудеи чтение Библии не разрешали, ограничиваясь устным законом Талмудом, который стал главным источником по обрядности и правовым вопросам. Настаивая на возврате к первоначальной чистоте ветхозаветного учения, караимы опираются на идеи саддукеев и эссеиов (ессеев) с их уважением традиции, верой в загробную жизнь, принципами социальной справедливости.

Согласно источникам XVI и следующих столетий караимские общины существовали в Кафе, Сол-хате, Карасубазаре, Гезлеве (Евпатории), Мангупе и Чуфут-кале. Согласно их собственным преданиям, они пришли в Крым вместе с татарами в XIII-XIV вв., переселяясь из Персии, Бухары и Черкесии.

В средние века караимы составили особую в этническом и религиозном плане группу, обособленную идеологически и территориально. Татары, считая талмудистов и библеистов одинаково иудеями, все же отличали караимов: во-первых, их язык среди древних весьма близок половецкому, а среди современных - - крымскотатарскому, вместе с которым он входит в кыпчакскую группу тюркских языков, тогда как древнееврейский язык был у них лишь языком культа; во-вторых, быт караимов, одежда, пища и т. д. почти не отличались от татарского. Большинство караимов занималось ремеслом, чаще всего кожевенным, земледелием, садоводством. Меньшинство составляли торговцы, державшие лавки в Бахчисарае, однако они, согласно ханскому указу, не могли жить в городе и на ночь должны были отправляться домой, в Чуфут-кале. Верхушка караимской общины пользовалась определенными льготами, была освобождена от ряда податей. Любопытно, что ту же политику продолжило правительство Екатерины II: согласно указу от 18 января 1795 г., караимы, в отличие от талмудистов, освобождались от двойной подати и получали право приобретать недвижимость; в дальнейшем было разрешено присваивать им офицерские чины и звания и проживать на всей территории империи.

Дорога в Чуфут-кале ведет от окраины Бахчисарая - - Староселья, постепенно углубляясь в ущелье вдоль отвесных скал. Вскоре в них появляются пещеры- это высеченный в скале Успенский монастырь. дом игумена у дороги, небольшая часовня, фонтан, два здания монастырской гостиницы. Широкая лестница, постепенно врезающаяся в скальный массив, ведет на площадку второго яруса. Отсюда более узкая лестница приводит в главную, Успенскую церковь, вырубленную в отвесной скале. Обширный светлый зал со стенами, побеленными известью, украшен колоннами, между которыми видны следы поздней росписи. В стене напротив оконные проемы, из которых открывается вид на ущелье и местность, где располагалось греческое поселение Мариамполь. Снаружи над церковью в специальной нише, украшенной витыми колонками, и по бокам от нее - роспись середины XIX в., выполненная прямо на скале. При возрождении монастыря в наши дни она закрашена современной росписью.

Над самим монастырем известный археолог Н. И. Репннков обнаружил каменные ящики тавров.

Основание его связано с наплывом нконопочитателей в конце VIII в.В 19 веке неоднократно отмечалось постоянное духовное общение монастыря с находящимся близ Трапезунда монастырем в Сумеле: он был основан в 386 г. и в его главном храме во имя Успения Богоматери находилась чудотворная икона Одигитрии. Согласно преданию, именно в этом храме находилась икона Богоматери, которая чудесным образом была перенесена на Успенскую скалу близ Бахчисарая. Известный археолог и историк Репннков, имевший возможность видеть икону, отмечал ее древность и относил ее написание к VIII -IX вв. В то время (до 1918 г.) она находилась в Успенском храме близ Мариуполя, в Приазовье, куда ее вывезли православные греки во время переселения 1778 г. Далее следы ее теряются.

Однако оставшиеся в Крыму христиане не допустили упразднения Успенского храма: с 1781 по 1800 гг. там служил греческий священник. На место вывезенной греками чудотворной явленной иконы Богоматери Одигитрии, была помещена в храме икона Успения Богоматери -дар Бахчисарайского коменданта (серба по происхождению). От этой иконы продолжали совершаться чудотворения, и почитание этого святого места среди местных жителей выражалось в том, что 15 августа, в день Успения Богоматери, к Успенской скале собиралось множество богомольцев; среди них бывали и государи российские и члены царского дома. Бахчисарайский Успенский скит был открыт в 1850 г. благодаря стараниям архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, выступившего с предложением восстановлении древних святых мест в Крыму.

Пещерные церкви и монастыри ассоциировались с древней Фиваидой, они живо напоминали присутствующим места собраний первых христиан, спасавшихся среди пустынь и ущелий. Более всего это напоминало Афон, "святую гору", и эта преемственность была особо подчеркнута присутствием митрополита греческого Агафангела, представителя древнего Афона при освящении нового. Архиепископ Иннокентий так выразил значение "Успенской скалы": в течение многих столетий к ней привлекала "живая вера в Господа" и "любовь к Пречистой Матери Его", которая "в дивной иконе своей от лет древних избрала гору сию в жилище себе".

Постепенно монастырь украсился новыми зданиями и храмами. В нем уже различали три яруса: внизу, в долине, находились трапезный корпус ее службами, две гостиницы; в среднем были возведены легкая ажурная Иннокентиевская церковь, дом настоятеля, фонтан в виде часовни, три пещерных кельи; в верхнем ярусе находились Успенская пещерная церковь, церкви евангелиста Марка и св. Константина и Елены, колокольня и тринадцать пещерных келий. Сюда поднимались по вырубленным в скале лестницам, благоговейно совершая восхождение в убежище первых христиан, пережившее века гонений. Следуя от церкви вдоль скал направо, можно увидеть длинный скальный навес со следами прежних наружных пристроек - - келий монахов. Тропа приводит к лестнице вырубленной в отвесной скале и ведущей вверх, на плато, где когда-то были монастырские угодья. Лестница, огражденная сбоку каменным парапетом, отлично сохранилась и по ней, как и прежде, можно подняться на плато.

Из Восточных ворот можно спуститься в Иосафатову долину так назвали ее караимы в честь долины погребений близ Иерусалима, где, согласно пророчеству, состоится Страшный суд. В густых зарослях видна арка ворот кладбища, развалины сторожки. За аркой настоящий город мертвых: разбросанное среди зарослей, кажущееся необозримым море надгробий, покрытых надписями, иногда в сочетании с орнаментом. Большую часть составляют старинные "однорогие" и "двурогие" надгробия из известняковых плит. К более позднему времени относятся мраморные надгробия, украшенные богатым орнаментом в восточном вкусе, с повторением основных символов смерти стилизованный кипарис, и воскресения розетка, роза. Иосафатова долина была для караимов самым древним и почитаемым местом погребений, куда, случалось, привозили покойников и из других городов. Среди могил росли священные дубы, рубить которые запрещалось: недаром татары называли кладбище "Балтатиймез", то есть "топор не касается". Сегодня в конце кладбища еще можно видеть пять-шесть древних дубов, почти вытесненных густой порослью молодого леса. Значительная часть надгробных надписей собрана и издана Фирковичем. Ряд ученых считает, что самое древнее погребение на караимском кладбище относится к 1249-1250 гг. В целом караимские надгробия образуют своего рода летопись караимских обитателей города. Эпитафии выполнены на древнееврейском языке; крайне редко не караимском, но древнееврейскими буквами. Надгробия конца прошлого начала нынешнего века обычно имеют двуязычные надписи -на русском и иврите. Среди них в самом начале кладбища - надгробие Л. С. Фирковича.

Природно-исторические

Hosted by uCoz